Глобальная борьба с коррупцией в России набирает обороты.
Государственные компании нехотя, но уже по накатанной расстаются со своими главными топ-менеджерами, отвечающими за расходы.
В конце 2011 года «чистке» подверглась энергетическая отрасль, после жесткой критики со стороны В. Путина ряд глав энергокомпаний подали в отставку.
Премьер-министр в середине декабря 2011 года высказывал недовольство работой и зарплатами чиновников, работающих в госкомпаниях, подчеркнув, что некоторые из них «совсем оборзели».
Не обошли сокращения и нефтегазовую отрасль. В отставку ушел 1-ый вице-президент Транснефти М. Арустамов.
Перед самым новым годом на волне декабрьских кадровых перестановок в Газпроме уволился зампред правления А. Ананенков.
Своего поста лишился и курировавший закупки вице-президент Роснефти П. Заблоцкий, который в свое время был назначен как ставленник В. Путина.
М. Арустамов кстати тоже курировал закупочную деятельность, возможно поэтому главы и были переведены на другие должности. А. Ананенков курировал производственный блок и инвестпрограмму Газпрома.
Что касается Роснефти, то там хватает вице-президентов, и замену П. Заблоцкому искать не стали.
Так что сейчас у департамента закупок Роснефти нет специального куратора среди вице-президентов, а все решения принимаются на правлении.
Такой метод управления позволит сделать структуру более прозрачной и приведет к выполнению апрельского поручения Д. Медведева.
Президент строго настрого наказал сократить затраты в госкомпаниях, минимум на 10% в год в течении 3-х лет. Он потребовал заменить чиновников на независимых директоров, и это требование уже выполнено правительством - исключением стал только 1-ый вице-премьер В.Зубков, сохранивший пост председателя совета директоров Газпрома из-за его стратегической важности.
Пока что, несмотря на все угрозы правительства, очевидно, что эффективность госкомпаний с увольнениями не выросла, а механизмы, побуждающие менеджмент частных предприятий сокращать сотрудников и бороться за увеличение прибыли, тут просто не работают.
Особенно учитывая стремительный рост цен на сырье в последние годы, ясно, что снизить в течение ближайших 3-х лет затраты на треть будет практически невозможно.
Однако лучше так, чем совсем никак.